Что такое храм иерусалимский? Значение храм иерусалимский в библейской энциклопедии

храм иерусалимский - Храм Иерусалимский . Скиния, походный храм Иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае (Исх.25:9 ,10), поэтому и храм Иерусалимский, в главных частях своих, походил на скинию. Опуская устройство скинии и ее принадлежностей, мы опишем устройство храма Иерусалимского, с теми изменениями, каким он подвергался во времена Зоровавеля и Ирода. I) Здание храма Соломонова, со всеми пристройками, может быть представлено следующим образом, Главнейшие части храма, подобно как в скинии, были: Святилище (26 ·арш. и 4 ·верш. длины, 13 ·арш. и 2 ·верш. ширины, и 20 ·арш. 5 ·верш. высоты) и Святое святых (кубическое пространство в 13 ·арш. и 2 ·верш. ). Святое святых было 7-ю аршинами ниже Святилища; эти семь аршин заключали в себе комнату, которая находилась в задней части храма над ·св. святых и служила для хранения священных вещей (2Пар.3:9 ) Ближе и востоку, у передней части здания, был притвор, длиною 13 ·арш. 2 ·верш., шириною 6 ·арш. 9 ·верш., а высотою равный пятидесяти аршинам. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а Святое святых было совершенно темное. Впрочем при богослужении то и другое освещалось в отверстые двери. Кедровые стены Святилища и Святого святых и кипарисовый пол были украшены резными изображениями херувимов, цветов и плодов. Все эти изображения были обложены золотом (3Цар.6:35 ). Между Святилищем и Святым святых была завеса, висевшая на золотых цепях (·ст. 22-25), и дверь из масличного дерева (·ст. 31). Другая дверь, также с завесою, отделяла притвор от Святилища. Между притвором и двором были только двери без завесы. Пред спуском на площадь двора, по сторонам дверей, стояли два медных, обложенных золотом, столба, в 4 сажени высотою, с резными вызолоченными вещами. Правый назывался Иахин (стоящий прямо), а левый Боаз (легкий). Во Святом святых находился Кивот завета, тот самый который был в скинии Моисеевой, только крылья херувимов были большие (около 4-х аршин) и утверждались не на Кивоте, а на стенах и потолке (3Цар.6:23 ,28). Ковчег длинною своею стороною поставлен был от востока к западу и рукояти его были так длинны, что восточные оконечности их обозначались возвышениями на завес (3Цар.8:8 ). В Ковчеге завета находились только скрижали Закона (3Цар.8:9 ). Остального же, ·т.е. жезла Ааронова и чаши с манною, уже не было, вероятно с того времени, как Ковчег был в плену у Филистимлян. Кроме Ковчега, в том же отделении хранились книги Закона. В Святилище находились: а) золотой алтарь кадильный, стоящий на средине, ближе к завесе; б) десять седмисвещных светильников и десять трапез предложения. По пяти светильников и по пяти трапез стояло на обеих сторонах. К зданию храма с северной, западной и южной стороны прилегало 3-х этажное каменное здание, имевшее множество комнат. Стены здания к верху с уживались, а комнаты расширились. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все 3 этажа. В каждой комнате было по одному окну, снаружи широкому, а внутрь узкому. Стекол в окнах не было. Это здание было еще окружено невысокою крытою галлереею почти в сажень ширины (3Цар.6:10 ). Дворов, окружающих здание храма, было три: а) ближайший к храму Двор священников, окруженный оградою, на столько низкою, чтобы чрез нее народ мог видеть священнодействие. Северная, западная и южная стороны этой ограды были каменные, а восточная кедровая (3Цар.7:12 ). На этом дворе находились: i) жертвенник из медных досок, наполненный внутри землею и камнями. Длина и ширина его была 13 ·арш. 2 ·верш., высота 6 ·арш. 9 ·верш.; ii) ближе к храму стояло медное море, большой водоем (2 ·саж. и 9 ·верш. в диаметре, в сажень и 4 ·верш. высота), имевший вид распустившейся шестилиственной лилии и утвержденный на двенадцати медных волах, которые четырьмя группами смотрели на все четыре стороны; iii) по сторонам стояло десять умывальниц, украшенных изображениями херувимов, львов, волов и венков, и поставленных на колесах. Эти умывальницы назначены были для омовения жертв. В медном же море совершали свои омовения священные лица. б) За оградою, окружающею двор священников, был Двор народа с востока, севера и юга окруженный зданиями для священных лиц и предметов. В этот двор, кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и юга, на каждой стороне по четыре. У внутренней, обращенной к храму, стороны зданий были портики в один ряд колонн. в) Наконец, за двором народа был Двор язычников, окруженный каменною стеною и имевший четыре входа. На этом дворе полагают царское место. II) О втором храме Иерусалимском, воздвигнутом Зоровавелем чрез 52 года по разрушении первого храма, мы имеем весьма мало сведений. Знаем мы, что этот храм хотя был построен на том же месте, и может быть на тех же основаниях, но не был так великолепен, как первый храм, и уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломонов. Нам понятна скорбь старцев при построении 2-го храма (·1Езд. 2 ·гл. ). Сличая некоторые места Священных книг с показаниями Иосифа Флавия, мы можем о 2-м храме сделать несколько кратких замечаний. Широта и высота храма, согласно указу Кира (Езд.6:3 ), была в 60 локтей, ·т.е. около 13 сажей и 6 вершков. Он был сделан из гладких камней и из дерев. В окружности здания было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дверники из левитов. Ограда храма, ·т.е. двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим Евреям, если они не были очищены по закону. Святилище отделялось от Святого святых и от притвора также, как и в храме Соломоновом, ·т.е. дверями и завесами. Священных вещей прежнего храма здесь не было вовсе. На месте Ковчега завета лежала мраморная плита; во Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. По сказанию Иосифа Флавия, Птоломей Филадельф, желая возблагодарить Палестинских Евреев за совершенный ими перевод ·свящ. книг, послал в Иерусалим множество подарков и, между прочим, трапезу, похожую на Иерусалимскую. Она была почти 2 аршина (21/2 локтя) длины, 1 аршин ширины и почти 3 аршина высоты. Что же касается прочих священных принадлежностей храма, то известно, что их было достаточно, так как некоторые сосуды были возвращены Персидскими царями из Вавилона, а некоторые устроены были на добровольные пожертвования Евреев. Богатство 2-го храма было известно угнетателям Еврейского народа - Сирийцам, и часто жажда добычи привлекала их в храм. 2-й Иерусалимский храм испытывал различные перемены судьбы, смотря по тому одолевали ли Евреев враги, особенно Сирийцы, или усиливались ревнители Закона и отечественной свободы. Особенному поруганию подвергся храм при Антиохе Епифане; но вскоре же был обновлен Иудою Маккавеем. Память об этом обновлении долго сохранялась у Евреев под именем праздника обновления (Иоан.10:22 ). III) В царствование Ирода Великого второй храм подвергся большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего. Храм перестроенный Иродом может быть представлен в следующем виде. Здание храма стояло на цоколе из белых мраморных плит с лестницею пред главным входом. Высота и длина храма с портиком были 22 сажени, ширина 4 сажени. Притвор имел выступа по 4 сажени на обе стороны, так что длина его не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломоновом, а была около 10 сажен; ширина его была 2 сажени. Святилище имело около 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты; от притвора оно отделялось великолепною Вавилонскою завесою, и двустворчатыми, всегда открытыми вратами, над которыми утверждена была огромная, в рост человека, золотая виноградная кисть. Во Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святое святых было кубическое, как и в храме Соломоновом; каждая сторона его была в 1 сажень и 1 аршин. Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые, служили для отогнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями, в 3 этажа, имевшими 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами. Дворов, окружающих здание храма, было три: А) Двор священников ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломонову, но меньший его в размерах, именно трех сажен и четырех вершков высоты. Вход на него был с южной стороны. Пред жертвенником ближе к югу находился большой водоем. Двор священников был окружен невысокою стеною и стоял несколько выше двора народа. Б) Двор народа был 14-ю ступенями выше двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галлереями внутрь двора и с ·греч. и ·лат. надписями, запрещавшими язычникам входить сюда. Двор народа имел два отделения, одно для жен, другое для мужей. Отделение жен, узкое, шло от севера к югу и было пятью ступенями ниже отделения мужей, от которого отделялось невысокою стеною. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами (Деян.3:2 ). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей двор мужей от двора жен, были обиты золотыми и серебряными листами. Отделением мужей окружался двор священников с севера, востока и юга. Вокруг двора народа с трех сторон было множество зданий в два и три этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях пребывал народ Иудейский во дни праздников; здесь же, конечно, находился и Господь наш, когда учил во храме. В) Двор язычников, полагаемый в 4 стадии (около 400 ·саж.) в окружности, обнесен был стеною и галлереями с внутренней стороны, которые составлены были из колонн, поддерживавших крышу. На южной стороне эти галлереи имели три ряда колонн, на прочих трех два ряда. Каждая колонна была из мрамора и имела 7 сажен и 12 вершков высоты. Пол под этими галлереями был из разноцветных камней; кровли также были устроены с царскою щедростью. Из двора язычников вели в город шесть ворот. На северной стороне, между колоннами, было два выхода: один на помост Гаввафу, другой к Овчим воротам. Во дворе язычников происходила продажа жертвенных животных и мена церковной монеты на гражданскую. Из этого-то двора Спаситель, по ревности к Дому Божию, два раза изгонял торгующих (Иоан.2:13 ,21, Мат.21:12 ,13). Которая часть храма называется в Евангелии притвором Соломоновым (Иоан.10:23 ), это определить трудно.

храм иерусалимский

Храм Иерусалимский . Скиния, походный храм Иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае (Исх.25:9 ,10), поэ тому и храм Иерусалимский, в главных частях своих, походил на скинию. Опуская устройство скинии и ее принадлежностей, мы опишем устройство храма Иерусалимского, с теми изменениями, каким он подвергался во вре мена Зоровавеля и Ирода. I) Здание храма Соломонов а, со всеми пристройками, может быть представлено следующим образом, Главнейшие части храма, подобно как в скинии, были: Святилище (26 ·арш. и 4 ·верш. длины, 13 ·арш. и 2 ·верш. ширины, и 20 ·арш. 5 ·верш. высоты ) и Святое святых (кубическое п рост ранство в 13 ·арш. и 2 ·верш. ). Святое святых было 7-ю аршин ами ниже Святилища; эти семь аршин заключали в себе комнату, которая находилась в задней части храма над ·св. святых и служила для хранения священных вещей (2Пар.3:9 ) Ближе и востоку, у передней части здания , был притвор, длиною 13 ·арш. 2 ·верш., шириною 6 ·арш. 9 ·верш., а высотою равный пятидесяти аршинам. Святилище освещалось светильник ом, горевшим день и ночь , а Святое святых было совершенно темное. Впрочем при богослужении то и другое освещалось в отверстые двери. Кедровые стены Святилища и Свя того святых и кипарисовый пол были украшены резными изображениями херувимов, цветов и плодов. Все эти изображения были обложены золотом (3Цар.6:35 ). Между Святилищем и Святым святых была завеса , висевшая на золотых цепях (·ст. 22-25), и дверь из масличного дерева (·ст. 31). Другая дверь, также с завесою, отделяла притвор от Святилища. Между притвором и двор ом были только двери без завесы. Пред спуском на площадь двора, по сторона м дверей, стояли два медных, обложенных золотом, стол ба, в 4 сажени высотою, с резными вызолоченными вещами. Правый назывался Иахин ( стоящий прямо ), а левый Боаз ( легкий ). Во Святом святых находился Кивот завета, тот самый который был в скинии Моисеевой, только крылья херувимов были большие ( около 4-х аршин) и утверждались не на Кивоте, а на стенах и потолке (3Цар.6:23 ,28). Ковчег длинною своею стороною поставлен был от востока к западу и рукояти его были так длинны, что восточные о конечно сти их обозначались воз выше ниями на завес (3Цар.8:8 ). В Ковчеге завета находились только скрижали Закона (3Цар.8:9 ). Остального же, ·т.е. жезла Ааронова и чаши с манною, уже не было, вероятно с того времени , как Ковчег был в плену у Филистимлян. Кроме Ковчега, в том же отделении хранились книги Закона. В Святилище находились: а) золотой алтарь кадильный , стоящий на средине, ближе к завесе; б) десять седмисвещных светильников и десять трапез предложения. По пяти светильников и по пяти трапез стояло на обеих сторонах. К зданию храма с северной, западной и южной стороны прилегало 3-х этажное каменное здание, имевшее множество комнат. Стены здания к верху с уживались, а комнаты расширились. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все 3 этажа. В каждой комнате было по одно му окну, снаружи широкому, а внутрь узкому. Стекол в окнах не было. Это здание было еще окружено невысокою крытою галлереею почти в сажень ширины (3Цар.6:10 ). Дворов, окружающих здание храма, было три: а) ближайший к храму Двор священников, окруженный оградою, на столько низкою, чтобы чрез нее народ мог видеть священнодействие . Северная, западная и южная стороны этой ограды были каменные , а восточная кедровая (3Цар.7:12 ). На этом дворе находились: i) жертвенник из медных досок, наполненный внутри землею и камнями. Длина и ширина его была 13 ·арш. 2 ·верш., высота 6 ·арш. 9 ·верш.; ii) ближе к храму стояло медное море , большой водоем (2 ·саж. и 9 ·верш. в диаметре, в сажень и 4 ·верш. высота), имевший вид распустившейся шестилиственной лилии и утвержденный на двенадцати медных волах, которые четырьмя группами смотрели на все четыре стороны; iii) по сторонам стояло десять умывальниц, украшенных изображениями херувимов, львов , волов и венков, и поставленных на колесах. Эти умывальницы назначены были для омовения жертв. В медном же море совершали свои омовения священные лица. б) За оградою, окружающею двор священников, был Двор народа с востока, севера и юга окруженный зданиями для священных лиц и предметов. В этот двор, кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и юга, на каждой стороне по четыре. У внутренней, обращенной к храму, стороны зданий были портики в один ряд колонн . в) Наконец , за двором народа был Двор язычников, окруженный каменною стеною и имевший четыре входа. На этом дворе полагают царское место. II) О втором храме Иерусалимском, воздвигнутом Зоровавелем чрез 52 года по разрушении первого храма, мы имеем весьма мало сведений. Знаем мы, что этот храм хотя был построен на том же месте, и может быть на тех же основаниях, но не был так великолепен, как первый храм, и уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломонов. Нам понятна скорбь старцев при построении 2-го храма (·1Езд. 2 ·гл. ). Сличая некоторые места Священных книг с показаниями Иосифа Флавия, мы можем о 2-м храме сделать несколько кратких замечаний. Широта и высота храма, согласно указу Кира (Езд.6:3 ), была в 60 локтей, ·т.е. около 13 сажей и 6 вершков . Он был сделан из гладких камней и из дерев. В окружности здания было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дверники из левитов . Ограда храма, ·т.е. двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим Евреям, если они не были очищены по закону. Святилище отделялось от Святого святых и от притвора также, как и в храме Соломоновом, ·т.е. дверями и завесами. Священных вещей преж него храма здесь не было вовсе . На месте Ковчега завета лежала мраморная плита ; во Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. По сказанию Иосифа Флавия, Птоломей Филадельф , желая возблагодарить Палестинских Евреев за совершенный ими перевод ·свящ. книг, послал в Иерусалим множество подарков и, между прочим, трапезу, похожую на Иерусалимскую. Она была почти 2 аршина (21/2 локтя) длины, 1 аршин ширины и почти 3 аршина высоты. Что же касается прочих священных принадлежностей храма, то известно , что их было достаточно , так как некоторые сосуды были возвращены Персидскими царями из Вавилона, а некоторые устроены были на добровольные пожертвования Евреев. Богатство 2-го храма было известно угнетателям Еврейского народа - Сирийцам, и часто жажда добычи привлекала их в храм. 2-й Иерусалимский храм испытывал различные перемены судьбы, смотря по тому одолевали ли Евреев враги, особенно Сирийцы , или усиливались ревнители Закона и отечественной свободы. Особенно му поруганию подвергся храм при Антиохе Епифане; но вскоре же был обновлен Иудою Маккавеем. Память об этом обновлении долго сохранялась у Евреев под именем праздника обновления (Иоан.10:22 ). III) В царствование Ирода Вели кого второй храм подвергся большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего . Храм перестроенный Иродом может быть представлен в следующем виде. Здание храма стояло на цоколе из белых мраморных плит с лестницею пред главным входом. Высота и длина храма с портиком были 22 сажени, ширина 4 сажени. Притвор имел выступа по 4 сажени на обе стороны, так что длина его не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломоновом, а была около 10 сажен; ширина его была 2 сажени. Святилище имело около 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты; от притвора оно отделялось великолепною Вавилонскою завесою, и двустворчатыми, всегда открытыми врата ми, над которыми утверждена была огромная, в рост человека, золотая виноградная кисть . Во Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святое святых было кубическое, как и в храме Соломоновом; каждая сторона его была в 1 сажень и 1 аршин. Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые, служили для отогнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями, в 3 этажа, имевшими 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами. Дворов, окружающих здание храма, было три: А) Двор священников ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломонову, но меньший его в размерах, именно трех сажен и четырех вершков высоты. Вход на него был с южной стороны. Пред жертвенником ближе к югу находился большой водоем. Двор священников был окружен невысокою стеною и стоял несколько выше двора народа. Б) Двор народа был 14-ю ступенями выше двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галлереями внутрь двора и с ·греч. и ·лат. надписями, запрещавшими язычникам входить сюда . Двор народа имел два отделения, одно для жен, другое для мужей. Отделение жен, узкое, шло от севера к югу и было пятью ступенями ниже отделения мужей, от которого отделялось невысокою стеною. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами (Деян.3:2 ). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей двор мужей от двора жен, были обиты золотыми и серебряными листами. Отделением мужей окружался двор священников с севера, востока и юга. Вокруг двора народа с трех сторон было множество зданий в два и три этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях пребывал народ Иудейский во дни праздников; здесь же, конечно, находился и Господь наш, когда учил во храме. В) Двор язычников, полагаемый в 4 стадии (около 400 ·саж.) в окружности, обнесен был стеною и галлереями с внутренней стороны, которые составлены были из колонн, поддерживавших крышу. На южной стороне эти галлереи имели три ряда колонн, на прочих трех два ряда. Каждая колонна была из мрамора и имела 7 сажен и 12 вершков высоты. Пол под этими галлереями был из разноцветных камней; кровли также были устроены с царскою щедростью. Из двора язычников вели в город шесть ворот . На северной стороне, между колоннами, было два выхода: один на помост Гаввафу, другой к Овчим воротам. Во дворе язычников происходила продажа жертвенных животных и мена церковной монеты на гражданскую. Из этого-то двора Спаситель, по ревности к Дому Божию, два раза изгонял торгующих (Иоан.2:13 ,21, Мат.21:12 ,13). Которая часть храма называется в Евангелии притвором Соломоновым (Иоан.10:23 ), это определить трудно .

Однокоренные и похожие слова:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • хурам - Хурам (знатного рода) (1Пар.8:5 ) сын Белы, внук ...
  • хур - Хур (белый, чистый) имя следующих лиц: а) (Чис.31:8 Нав.13:21 ...
  • хумта - Хумта (крепость) (Нав.15:54 ) из нагорных городов колена ...
  • хукок - Хукок и Хуккок (надрез, поставление, учреждение): а) (1Пар.6:75 ) город ...
  • хоронаим - Хоронаим (Исх.15:5 ). см. Оронаим. ...
  • хорив - Хорив (сухой, пустой, разоренный) (Исх.3:1 Исх.17:6 Исх.33:6 Втор.1:2 ,6, ...
  • хорем - Хорем (Нав.19:38 ) один из укрепленных городов, доставшийся ...
  • хорашан - Хорашан (дымящаяся печь) (1Цар.30:30 ) один из городов, ...
  • ящерица - Ящерица (Лев.11:29 ) животное из разряда пресмыкающихся, нечистое ...
  • яшен - Яшен (2Цар.23:32 ). Из его сынов Ионафан, Гараритянин, значится ...
  • ячмень - Ячмень (Исх.9:31 Лев.27:16 Чис.5:15 Суд.7:13 Иов.31:40 Руф.1:22 Руф.2:17 Иоан.6:9 ...
  • яхонт - Яхонт (Исх.28:19 ) один из драгоценных камней, первый ...
  • яхин - Яхин (Чис.26:12 ) из сынов Симеона, сына патриарха ...
  • яхзеия - Яхзеия (созерцающий Бога) (Езд.10:15 ) сын Фиквы. По ...
  • яхазиил - Яхазиил (Езд.8:5 ) из сынов Зафоя, отец Шехании, ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари